Что делать когда звонят по чужим кредитам?

  кредитЛюди, которые имели проблемный кредит знают насколько надоедливыми бывают банковские сотрудники. Они могут звонить поздно вечером, или даже ночью. В хамской форме требовать вернуть деньги, вешать на дверь выписки из уголовного кодекса, и прочими способами вмешиваться в частную жизнь заёмщика.

      Но одно дело, когда на нерадивого заёмщика снисходит справедливый гнев кредитора, и совсем другое, когда гневные звонки получают родственники и друзья заёмщика. А иногда и совсем посторонние люди.

Почему кредиторы звонят посторонним людям?

       Практически каждый банк требует от потенциального заёмщика номер телефона близких и знакомых. Всё дело в том, что перспектива взыскать просроченный кредит через суд крайне мала, а процедура затратна. Намного дешевле оплачивать работу кол-центра, который будет со скрупулёзной надоедливостью обзванивать как заёмщика, так и его контакты. Суть этих звонков – принудить знакомых заёмщика напоминать о кредите, а может и погасить его за него, лишь бы прекратились звонки.

Законны ли звонки с требованием вернуть кредит посторонними людьми?

Всё зависит от того, кто конкретно звонит. Обзвон должников совершают:

  • кредиторы (лично);
  • информационные агентства;
  • Факторинговые компании (Цессионарии).

Кредиторы

  кредитПри оформлении кредита, финансово-кредитные организации, как правило, звонят на оставленные заёмщиков контактные номера. Дозвонившись, они уточняют является ли указанное заёмщиком контактное лицо действительным владельцем номера. Знает ли контактное лицо заёмщика, и возможно какие-то факты о заёмщике.  Отвечая на вопросы кредитора, контактное лицо фактически разрешает ему использовать полученные им в результате разговора контактные данные.

     В этом случае, кредитор имеет право звонить контактному лицу. Если же такого звонка не было, право обрабатывать персональные данные не возникают. Однако, если первый звонок поступил спустя годы с момента оформления кредита, человек вполне мог и забыть звонил ему банк или нет.

Информационные агентства

Внимание! Информационные агентства не являются коллекторами. У них нет бригад бритоголовых молодчиков с битами, связей с уголовным миром, и прочих инструментов воздействия, которые в народе приписывают коллекторам. Такие агентства не выкупают кредит, а лишь информируют должника по поручению банка о его задолженности.

Никакого права требовать возврата денег у информационного агентства нет. Если на прямой вопрос: «вы коллекторы?», на другой стороне начинают заметно нервничать – это однозначно информационное агентство. В отличие от кредитора, информационному агентству права использовать персональные данные контактного лица никто не давал. Поэтому обработка персональных данных контактного лица такими организациями незаконна.

Факторинговые компании (Цесионарии)

     Факторинговые компании – профессиональные коллекторы. Их основная деятельность заключается в выкупе прав требования на кредит у финансовых учреждений дешевле чем сумма задолженности, с последующим требованием возврата с должника. К цесионарию переходят все права кредитора, кроме начисления процентов. В том числе, и право обработки персональных данных кредитора и контактных лиц. Звонки факторинговых компаний законны.

Как избавиться от надоедливых звонков?

        кредит В том что одни человек звонит другому нет ничего противозаконного. Вам могут звонить, вы можете звонить. Если звонящий вам не нравится вы можете не брать трубку, или даже включить в чёрный список на телефоне.  Одним словом, у нас демократия.  Но в случае звонков по кредитам, звонок совершает совсем незнакомый человек. Ваш номер он находит в специальной базе данных. Собирать и обрабатывать такую базу данных можно только в соответствии с ФЗ «О персональных данных».

Согласно ст. 6 ФЗ «О персональных данных», персональные данные физического лица (человека) могут собираться, храниться и обрабатываться только с его согласия. И до тех пор, пока человек это согласие не отзовёт. Но есть ряд случаев, когда даже после отзыва согласия, организация может продолжать пользоваться персональными данными. К таким исключениям относятся и наличие между человеком и организации действующих договорных отношений, в частности кредитных.

Однако это правило не распространяется на контактных лиц должника. С ним ведь у кредитора никаких договорных отношений нет.

Поэтому для того, чтобы прекратить постоянные звонки от кредитора, или факторинговой компании, достаточно написать им официальное письмо с отзывом своего согласия на хранение и обработку персональных данных.  Сослаться на  ч. 2 ст. 9 ФЗ «О персональных данных». Письмо следует отправлять заказным письмом с уведомлением о получении.

Если после получения письма организацией звонки продолжаются, контактное лицо имеет право обратится с иском к кредитору в суд с требованием возмещения морального вреда. Такое право гарантируется  24 статьёй ФЗ «О персональных данных». Какой бы не была сумма заявленного вреда, звонки, вероятнее всего, прекратятся.

Если же звонит информационное агентство – можно сразу подавать в суд. Но лучше сначала написать претензию, в которой указать о нарушении им ФЗ «О персональных данных». Оно же не получало права использовать персональные данные контактного лица.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *